- Шнитке Альфред Гарриевич
-
ШНИ́ТКЕ Альфред Гарриевич (1934—98) — композитор, педагог. Окончил Моск. конс. (1958) и аспирантуру (1961) у Е. К. Голубева. В 1961—72 преподавал в Моск. конс. Ш. — один из лидеров муз. авангарда. К восприятию новых средств музыки 20 в. был подготовлен еще в консерваторский период в таких сочинениях, как оратория "Нагасаки" (1958), 1-й фп. концерт (1960). Во втором, "экспрессионистском" периоде творчества (1963—72) сформировался полистилистический композиторский метод Ш., основанный на синтезе додекафонии А. Шенберга, сериализме, алеаторике, сонорной драматургии и системе стилевых адаптации в диапазоне от жанровых моделей позднего барокко до джаза и эстрадных шлягеров (1-я скрипичная соната, 1963 — додекафония, тема BACH, румба). В соч. этого периода сложился остроконфликтный муз. яз., обусловленный идеей показа тотального кризиса совр. мира. Таков 2-й скрипичный концерт (1966) — экспрессионистская драма с гротескной картиной натиска темных сил, трагической антитезой человека и об-ва и впервые обозначившимся приходом к религиозному постулату (протестантский хорал) как спасительной основе мира. 2-я соната для скрипки и фп. (Quasi una sonata, 1968) с картиной трагического конца полностью разрушенного мира и "тонущей", подавленной этим катаклизмом темой BACH. Сопоставимые мотивы отражены и в 1-й симфонии (1972).
С нач. 70-х гг. интенсивно складывается религиозная философская концепция Ш. в сочетании с непосредственным обращением к литургическим жанрам и формам: Гимны божественному творению мира (на знаменном распеве, 1974—79), 2-я симфония St.Florian (1979) с полным воспроизведением ритуала католической мессы, 2-й квартет (1980) с использованием др.-рус. демественного пения, 4-я симфония (1980), воссоздающая канонические формы православного, католического и протестантского богослужения. Наиболее близка Ш. духовная культура позднего барокко, от к-рой ведут происхождение и формы христианской символики — хорала, превращаемого в "знаковую" категорию "хоральности", широко применяемой в концертных жанрах (2-й и 3-й скрипичные концерты).
Лит.: Холопова В. Н., ЧигареваЕ.Н. А. Г. Шнитке. М., 1990; Беседы с Шнитке. Сборник статей. М., 1994.
Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.